Жизнь и духовный подвиг первого устроителя Оптиной Пустыни иеросхимонаха Моисея.

Главная/Статьи/Жизнь и духовный подвиг первого устроителя Оптиной Пустыни иеросхимонаха Моисея.

Жизнь и духовный подвиг первого устроителя Оптиной Пустыни иеросхимонаха Моисея.
Первыми устроителями Оптиной Пустыни были старцы Моисей, старец иеросхимонах Лев (Наголкин), старец Авраамий — многое время, посвятивший устройству келий для монахов и взявший на себя послушание благоустройства монастыря. В монастыре была воздвигнута колокольня и начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В начале 1825 года настоятелем Оптиной был поставлен монах Моисей (в миру Тимофей Путилов). Он родился в 1782 году в Борисоглебске Ярославской епархии. Монашеское призвание почувствовал уже в юности. В Москве, куда Тимофея вместе с братом Ионой послали для обучения коммерческому делу, встретились с затворницей матерью Досифеей, а она познакомила их с Новоспасскими старцами Александром и Филаретом, которые состояли в переписке со схиархимандритом Паисием (Величковским). Паисий Величковский, родом из Молдавии, долгое время пребывал на Афоне, был одним из продолжателей духовно-аскетической традиции в России во второй половине XVIII века после того, как она прервалась в результате неумелой политике и? в своей основе гибельной, по отношению к монастырям и монашеству в целом- Екатерины II. В истории Русской Церкви именно продолжатели дела асектического подвига Паисия Величковского разошлись по пустыням и основали в этих местах новые монастыри. Как и при Сергии Радонежском в XIV столетии, его ученики основывали монастыри и обители в других русских землях (Кирилло-Белозерский монастырь например, названный так в честь его основателя — ученика преп. Сергия- Кирилла Белозерского; монастырь , основанный Пафнутием Боровским и так далее), так и последователи и продолжатели дела преподобного Паисия явились первыми устроителями новых монастырей, среди которых духовную славу приобрела и Оптина Пустынь.
Сюда в эти места в 1825 году приходит старец Моисей, поставленный настоятелем обители. Он родился в 1782 году в Борисоглебске Ярославской епархии. Монашеское призвание почувствовал уже в юности. В Москве, куда Тимофея вместе с братом Ионой послали для обучения коммерческому делу, встретились с затворницей матерью Досифеей, а она познакомила их с Новоспасскими старцами Александром и Филаретом, которые состояли в переписке со схиархимандритом Паисием (Величковским). В 1804 году оба брата, оставив дела, отправились в Саров и были приняты там послушниками. Иона, постриженный с Исаия, впоследствии стал Саровским настоятелем, a Тимофей, оставив Саров, поселился отшельником в Рославльских дремучих лесах в сообществе нескольких старцев, которые пришли из Молдавии от преподобного Паисия на подобии древних египетских отцов, проводя 6 дней в одиночестве, в вычитывании ежедневного круга богослужений и в умной молитве и сходясь в Воскресный день с другими старцами для совместной молитвы. На Пасху, Рождество и др. великие праздники приходил священник и приобщал всех запасными дарами.
В 1812 году нашествие французов прерывает пустынножительство о. Моисея, который поступает в Белобережскую пустынь и здесь встречает трех выдающихся подвижников: о. Феодора, Клеопу (учеников Паисия Величковскаго) и их сопостника о. Леонида, незадолго перед этим бывшим строителем этой обители. Это три великих имени в истории русского монашества. Встреча с о. Леонидомъ была промыслительна. Когда о. Моисей после основания им оптинского скита (в 1825 г.) сделался настоятелем всей обители (1826), в скит прибыл о. Леонид (1829) и положил начало старчеству. Благодаря тому, что о. Моисей прошел тот же духовный путь внутреннего делания, что и о. Леонид, между обоими строгими подвижниками было глубокое взаимное понимание, полное единодушие в полном смысле этого слова. И если епархиальное начальство не понимало сущности старчества и преследовало старца Леонида (в схиме Льва), то о. Моисей, бывший и сам на одинаковом духовном уровне со старцем Львом, понимал великое значение старчества и между Старцем и Настоятелем никогда не бывало малейшего трения. Таким образом старчество, процветавшее в Оптиной, обязано всецело своим существованием отцу Моисею.. Здесь он принял монашеский постриг, сюда к нему прибыл и его младшим брат Александр, постриженный с именем Антоний.Однажды отец Моисей, проездом из Москвы, посетил Оптину, где его представили архиепископу Калужскому Филарету, который поручил ему устроить скит при Оптиной. В 1821 году отец Моисей вместе с братом Антонием переселился в Оптину и приступил к устройству скита. Новоприбывшие пустынники очистили место от растущего здесь леса, из выкорчеванных деревьев выстроили церковь, освященную во имя Пророка и Предтечи Иоанна, и келлии, которые стали наполняться монахами.
В 1825 году отец Моисей был поставлен во главе Оптиной пустыни. 37 лет продолжались его непрерывные настоятельские труды. За время его настоятельства число братии увеличилось во много раз, и к началу 1860 года приблизилось к 150. В обители развели фруктовые сады, построили трапезную, гостиницу, семь корпусов келлий, мельницу, воздвигли две новые церкви, устроили библиотеку.
И все постройки начинались без средств.
• Есть ли у вас; батюшка, деньги? ? спрашивали иногда отца архимандрита при начале стройки.
• Есть, есть, ? говорил он, и показывал 15, 20 рублей.
• Да ведь это ничего.
• А про Бога забыл, у меня нет, так у Него есть.
И никогда его вера не была посрамлена.
Нищелюбие отца Моисея не знало пределов. Чтобы помочь нуждавшимся, он иногда покупал у них за высокую цену гнилые припасы и сам употреблял их в пищу, держал на жаловании сирот, назначал их отпугивать ворон или ловить кротов. Богомольцы, приезжавшие в Оптину, неизменно встречали самый заботливый прием. В оптинской гостинице не было установлено платы. Один купец спросил настоятеля, не боится ли он, что все будут жить даром, а в ответ услышал: «Не заплатят 99, Бог пошлет сотого, который за всех заплатит».
В 80 лет отец Моисей заболел водянкой, но еще продолжал управлять монастырем. Уже на смертном одре он принял схиму, сохранив свое прежнее монашеское имя. Перед кончиной он часто повторял: «Теперь дознал я, что, действительно, я хуже всех». За два дня до смерти он велел вынести из своей келлии все вещи, кроме иконы новопрославленного святителя Тихона Задонского. Отец Моисей преставился 16 июня 1862 года, когда ему читали Евангельские слова: «Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца Своего, со ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деяниям его» (Мф. 16,27).
Список использованной литературы:
1. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви (Синодальный период). Сергиев Посад, 2004 г. (электронное издание).- Глава III. Русская Православная Церковь в XIX веке. 18. Оптина пустынь.- С. 180-181.
2. Концевич И. М. Оптина Пустынь и ее время. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра Издательский отдел Владимирской епархии 1995.
Электронная книга, вышедшая по изданию: И. М. Концевичъ.ОПТИНА ПУСТЫНЬ
и ея время.(Редакція Е. Ю. Концевичъ и Г. Д. Подмошенскій.).- Типография преп. Иова Почаевского, Holy Trinity Monastery.- Jordanwille (Джорденвилль), 1970.

2013-10-09T20:55:30+00:00 Октябрь 9th, 2013|Categories: Статьи|Tags: , , |Нет комментариев

Оставить комментарий